воскресенье, 16 января 2011 г.

Справляемся со стрессом



"Трейдеры могут значительно облегчить себе жизнь постоянно сокращая стрессовое воздействие на себя. В этом им могут помочь регулярные физические упражнения, хороший сон, правильное питание, наличие жизненных интересов вне трейдинга, стабильность в личной жизни, медитация, приятное общение и многие другие вещи.

Проще говоря, основная мысль заключается в приложении максимального количества усилий, чтобы обезопасить себя от экстримального уровня стресса, и ожидаемые результаты не начнуть проявляться пока вы действительно не отнесетесь к этому серьезно и начнете действовать."

Такую цитату психолога доктора Менакера приводит Майк Беллафиоре в своей недавней статье.

Проблема борьбы со стрессом всегда актуальна для трейдеров, это специфика работы. Вам необходимо принимать самостоятельные решения и полностью нести за них ответственность. Вам не получится спихнуть работу на своего коллегу или придумать глупую отмазку в духе "я не знал", "я не виноват". Точнее вы можете ее придумать, но это не вернет вам полученный убыток, а в перспективе сделает ваши результаты еще хуже. 
Для большинства людей все выглядит очень просто: "купил-продал", "продал-купил". Но в реальной ситуации их разум и тело цепенеют и они не способны сделать свой шаг вперед. Это работа для людей мыслящих самостоятельно, индивидуально, готовых принять ответственность за свои ошибки.
Но какими бы личностными качествами не обладал трейдер - стресс есть для всех. Я абсолютно уверен, что даже разработчики автоматизированных систем хоть как-то переживают, оставляя свой счет роботу.

Но даже если мы не можем избавиться от влияния стресса на 100%, мы просто обязаны постараться сократить этот уровень влияния, чтобы просто не сойти с ума. Чтобы быть полноценным человеком за пределами трейдинга и наслаждаться жизнью вне работы.

На пути борьбы со стрессом непреодолимы изменения. Что может изменить трейдер?
1. Метод торговли
2. Объем позиции
3. Количество позиций
4. Время нахождения в сделке
5. Отобранные акции для торговли
Эти параметры пришли мне сразу в голову, когда я подумал об изменяемых параметрах.

Возможно, вы мне подскажете какие-либо еще?

Когда заходит речь о ленте, я абсолютно уверен в своем методе торговли. Поэтому поиск причины стресса я попробовал определить в других параметрах. Лично у меня на проятяжении долгого времени были две основные проблемы:
1. Высиживание позиции
2. Количество тикеров, торгуемых одновременно
Иногда очень сложно было находиться в позиции, и уж тем более в нескольких сразу. Это парадоксальное стрессовое явление, даже когда ты абсолютно уверен, что прав во входе в позицию, и все равно какой-то внутренний червячок продолжает точить яблоко терпения.
Позже благодаря помощи друзей я осознал, что просто зачастую торгую не те акции. Я попробовал изменить этот показатель и результаты не заставили себя долго ждать: снизился уровень нервозности, я начал набирать две, тре, четыре, пять и позже еще больше позиций одновременно, стал более спокойно сидеть в акциях. Есть о чем задуматься.

И разумеется, я согласен с тем, что жизнь трейдера вне биржи сильно влияет на прибыльность торговли. В конце своей статьи Майк спросил, а что же предпринимают читатели блога для борьбы со стрессом. Приведу вам некоторые ответы:
1. Провести время с подругой/другом, не отвечая на почту, звонки итд
2. Заниматься физическими упражнениями.
3. Слушать аудиозаписи по личностному развитию.
4. Читать блоги и новые книги (предполагаю, что не по трейдингу).
5. Есть здоровую пищу.
6. Отказаться от алкоголя, сигарет, кофе и других вредных вещей (от кофе лично мне отказаться очень сложно).
7. Принять ванну (хорошее пожелание, но не во время трейдинга).

А вы можете дополнить список своими рекомендациями?

Со мной рядом почти всегда трейдит мой кот :) И глядя с улыбкой на его безмятежное посапывание, я всегда думаю... как можно нервничать рядом с ним?

Человеку свойственно мыслить очень символично. Возможно есть что-то или кто-то, кто оказывает на вас успокаивающее воздействие? Личный талисман? Приятные воспоминания? Близкий человек рядом? Подумайте.

12 комментариев:

  1. а что пункт 7 - принимать ванну и одновременно трейдить очень даже заманчивый...потерял деньги, сразу утопился)

    ОтветитьУдалить
  2. Это определенно надолго избавит от стресса :)

    ОтветитьУдалить
  3. Действенный способ прогулка на свежем воздухе.
    У меня возле дома озеро, если погода хорошая выйти прогулятся самое оно

    ОтветитьУдалить
  4. Хороший способ)
    Жаль, в моем городе свежий воздух отсутствует...

    ОтветитьУдалить
  5. значит надо переехать жить в лес

    ОтветитьУдалить
  6. Вот заработаеш мильйон и переедешь в тихий уголок с лесом озером и чистым воздухом :)

    ОтветитьУдалить
  7. Условия отличные, но для трейдинга нужен еще и хороший интернет :)

    ОтветитьУдалить
  8. думаю в наше время интернет не проблемма :)

    ОтветитьУдалить
  9. так что мы решили)... за вас :DDD

    ОтветитьУдалить
  10. Ну раз сами решили, то сами и организовывайте :P

    ОтветитьУдалить
  11. как говорится это плохая примета, когда тебя везут ночью, в багажнике в лес
    http://kotomatrix.ru/show/417337/

    это не вирус)

    ОтветитьУдалить
  12. Хорошо, что я не верю в приметы

    ОтветитьУдалить